Режим работы галереи:
Пн - Пт 10:00 - 19:00
Сб 10:00 - 18:00
Вс - выходной день

Художественная галерея

Культурно-выставочный центр

8-982-782-6421

Иконы: секреты изготовления

Древнее искусство иконописи по сей день восхищает людей. Религиозные люди находят в иконе утешение и поддержку, нерелигиозных потрясает её великолепие как произведения искусства. Но в чём же секрет, позволяющий иконе быть столь почитаемой на протяжении многих столетий?

Это определяется тремя главным факторами: особенностями техники создания иконы, мастерством и самоотдачей художника, и, конечно, примером святых, изображённых на иконах.

И в настоящее время при изготовлении иконы применяются зарекомендовавшие себя ещё в древности и отточенные многовековым опытом методы.

Работа над иконой начинается с подготовки материалов. Мастер выбирает доску, которая перед тем несколько лет высушивалась в специальных условиях. Далее доска покрывается клеем высокой температуры, на нём будет крепиться кусок холста из паволоки. А уже на паволоку накладывается грунт – левкас. После того, как изображение будет нанесено, икону покрывают олифой, а позже наносят сусальное золото, позолоту, серебро, и т.д.

Краски для иконописи имеют природное происхождение (например, они могут быть сделаны из полудрагоценных камней). Благодаря разработанным древними мастерами рецептам красок иконы тех времён по-прежнему великолепно выглядят.

Искусство иконописи – это единство двух начал: соблюдения строгого канона и привнесения собственного художественного взгляда художника. Личный взгляд основывается на почитании образа, который художник переносит на доску, и уважении к традиции. Если эти условия соблюдаются, икона будет нести в себе свет, который и привлекает людей; в трудную минуту икона становится источником утешения, поддержки. Из «общения» с образом человек может почерпнуть силы, необходимые ему в той или иной ситуации.

Иконопись – это проход по узкому мосту без перил с риском свалиться в одну из двух ям по обе стороны моста. Одна яма – это строгое следование канону: оно не приведёт иконописца к хорошему результату, это будет лишь бездушная копия. Другая яма – это чрезмерное увлечение свободным творчеством: так художник упустит заложенные в каноне образцы, проверенные и освящённые веками, и не сможет создать подлинно величественное произведение. Мастерство иконописца заключается в соблюдении баланса между этими крайностями.

Конечно же, важным фактором является изображение на иконе святых людей или священных событий. Глядя на икону, человек обращается к личности святого или к ситуации, о которой идёт речь, и в этом диалоге - даже не со святым, а (посредством его образа) с самим собой – человек может познать неведомые до тех пор свои стороны, а познав, изменить их при желании.

Таким образом, для нерелигиозного человека икона выступает своеобразным посредником между человеком и миром, и даже в разговоре человека с самим собой; для верующего это – одна из форм общения с Богом, служащая, впрочем, похожим целям. Именно эта полифункциональность иконы, являющейся, помимо прочего, блестящим образцом искусства, помогает ей оставаться актуальной на протяжении многих столетий.